Хочу написать о ха-тха йоге. О йоге в России. Это будет мой и только мой субъективный взгляд на эту дисциплину. Поэтому, кто не согласен со мной – может иметь это не согласие и излагать по своему. Так что начну с истории…
Первый Российский (тогда еще Советский) практик йоги – Анатолий Зубков — лингвист, специалист по хинди, полиглот (12 языков), пропагандист эсперанто, первый дипломированный йог высшей квалификации в Советском союзе, популяризатор и пропагандист Хатха-Йоги, президент Всесоюзной Ассоциации Развития Человека (восточных оздоровительных систем) и почётный представитель от СССР в Международном Всемирном Союзе Йоги
В 1963 году от Министерства высшего и среднего образования его, фактически «невыездного», вместе с семьёй на 4 года по культурному обмену направляют работать в Индию. Его задача преподавать русский через хинди в Университете г. Лакхнау (столице штата Уттар-Прадеш, примерно в 200 км от Дели).
А спустя примерно месяц — полтора после приезда Зубковых в Индию один из преподавателей Лакхнаусского университета, биолог, кандидат наук Чананг Синх рассказывает Анатолию Николаевичу о том, что занимается йогой (причем, что удивило Анатолия Николаевича, не философией, а практикой). Он приглашает Анатолия с женой в ближайшие же дни посетить (с чисто ознакомительной целью) место, где проходили занятия. И эта простая экскурсия существенно скорректировала всю дальнейшую жизнь Зубковых.
Семья Зубковых стала учиться йоге. И через 4 года, в 1967, после сдачи непростых и очень строгих экзаменов, они вернулись на Родину с сертификатами: Анатолий Николаевич с сертификатом йога, дающим право учить йоге и лечить с помощью йоги и Роза Васильевна — с правом преподавать. Теперь перед первым в нашей стране дипломированным йогом высшей квалификации встала непростая задача — передать (с разрешения своих учителей) полученные знания людям. Отныне значительная часть жизни Зубковых была неразрывно связана с йогой.
Впечатление произвело не только, и даже не столько увиденное и услышанное, сколько личность самого их Гуру — Шри Рам Кумар Шармы. Путь пользы для людей, который не приносит ни широкой известности, ни богатства, был ведущим в жизни Рам Кумара. «Блестящий педагог, великолепно знающий людей и свою профессию, он старался отдать своим ученикам максимум из того, что знал сам, а знал он немало» — по определению своего ученика А. Н. Зубкова. Этим же путём шёл и Анатолий Николаевич.
Следом, уже в пост советском пространстве наступает эра йоги Аенгара: Мастер БКС Аенгар – призывает совершенствовать свою практику, совершенствуя себя, посещая все более сложные классы, выполняя более продвинутые асаны, изменяя жизненные процессы на разных уровнях в себе, меняя свою жизнь в результате к лучшему. Немного по-другому складывается практика тех, кто посещает класс Старшего возраста. Как правило, ученики посещают этот класс годами. Задачи иные: не стать другим в этом возрасте, а остаться полноценным собой, несмотря на годы. Старший возраст – чудесное, замечательное время жизни, если удалось сохранить здоровое тело, светлый ум, высокие духовные ценности и чистую совесть. И практика йоги позволяет в максимально возможной степени достичь таких состояний. Но эта практика имеет определенные особенности и основана на определенных принципах. Вот эти-то принципы и являются даром БКС Айенгара для практикующих в зрелом возрасте. Только наш Гуруджи продолжает практику на протяжении 80 лет, только он на собственном опыте, в собственном теле осознал, как должна изменяться практика с возрастом.
Вот основные из этих принципов:
И еще один Мастер, оставивший свой след в йога-движении в мире и в России – основатель стиля – Аштанга Виньяса йоги. АВЙ – это довольно жесткая динамическая практика гимнастики йогов, основателем которой считается Тирумалай Кришнамачарья. Его ученик Шри Паттабхи Джойс, сделал эту методику популярной на весь мир и до недавнего времени был основным хранителем традиции. После смерти Джойса эту роль исполняет его внук – Шаратх.
На мой взгляд эти персоны – очень значимы в России и они сложили определенный Российский рынок ( если так можно сказать) русских практиков.
Аенгаровская школа, наверное самая распространенная – нет в России города, где не была бы открыта школа Аенгара)). Мне кажется из-за простоты и доступности – такая любовь к этому стилю. Аштанга же наоборот, слишком активная практика, требующая дисциплины и регулярности, постоянства… Тут поклонников меньше, но возраст их – юный! В основном молодые и активные люди увлечены этим стилем. Он прекрасен и требует больше волевых качеств и терпения – отсюда и результативнее.
Несмотря на то, что в философии йоги – очень много разнообразных школ и течений – эти – самые популярные. Я сейчас говорю о стиле Ха-тха йоги! Живя в индии я поняла и узнала огромное количество других философских течений, которые тоже называют йогой. Есть различия в подходе к практике. Так вот – Ха-тха йога – это работа исключительно через тело!
На мой взгляд – в России – идет рост популярности йоги. Даже по сравнению с фитнес-программами – йога более популярна. Но… та тонкая уникальная система, соединяющая в себе интуитивно осознанную физиологию и индийскую философию, вырастающую из идеи ненасилия, и направленная не на «растяжку» или «расслабление», а на внутреннюю очистку тела и психики, которую преподавали старые школы в Индии, сейчас фактически утрачена, заменена идеей повсеместного спорта и фитнеса.
Идет развитие по 2-м направлениям: развитие тела – практически акробатика — акро йога и прочие спиритические группы, секты и сборища, где собираются люди на слушания и лицезрения своих внешних авторитетов.
Но снова о Хатха йоге: на мой взгляд – русские люди привнесли в йогу слишком много акробатики, внешних возможностей и ценят это больше. То есть тот самый природный перфекционизм – играет теперь с нами злую шутку. Люди уделяют больше внимания внешней форме, чем внутреннему содержанию.
Много излишнего соревнования — внутри практикующих, иногда. даже агрессивности. Желание получить все прямо сейчас и здесь – превалирует! Растет уровень практикующих и популярность йоги – как выступления: соревнования, праздники, шоу, сборы в парках и тусовки в клубах по йоге…
На мой взгляд это все немного отвлекает нас от истинной ее цели и значимости. Ведь истинная цель йоги – это — самадхи, а самадхи – не есть что-то внешнее – это внутреннее состояние, которое можно сравнить с мудростью, как пробуждение после сна, в котором ты нашел ответ на вопрос о смысле существования и законов мироздания.
Мир , наш вселенная, наша планета, наше тело, все живые существа – созданы подобным образом. Изучая себя – постепенно учась управлять своей внутренней вселенной – мы понимаем ее и вне — все ее законы и причинно-следственные связи. Это и есть – духовный рост – то что делает нас – людьми – ЧЕЛОВЕКАМИ, осознанными и думающими. Это отличает нас от животных и простейших. Если у человека достаточно развита душа и есть потребность к улучшению и познанию себя – он всегда придет к йоге. Ведь йога – это путь
А путей много – и у каждого – свой!