Твой йога учитель. Как встретить и распознать

История Метода Аштанга йоги

Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желает адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода.

Основной книгой Паттабхи Джойса является «Йога Мала», которая в 1999 году была переведена на русский язык.

Первые западные ученики появились у Паттабхи Джойса в начале 70-х годов. В настоящее время многие из них сами являются известными инструкторами. Среди его учеников можно назвать следующие имена: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим и Чак Миллеры, Эдди Штерн, Нэнси Гилгоф, Лино Миеле и другие. Это направление йоги начало активно распространяться на Западе после того, как один из его учеников в 1975 году организовал семинар Паттабхи Джойса в США.

В наши дни Паттабхи Джойс преподает в своей школе в Майсоре. В нее приезжает много учеников из США. Вероятно, именно поэтому плата за обучение там является одной из самых высоких в Индии. Несмотря на преклонный возраст, Паттабхи Джойс до сих пор проводит выездные семинары в США, Австралии и некоторых странах Европы.

Аштанга-Виньяса-йога использует 4 последовательности, различающиеся по уровню сложности. Время выполнения последовательностей от 1,5 до 4-х часов. 1-я последовательность (самая простая) содержит такие асаны, которые в других школах даются после одного – двух лет обучения. Поэтому желательно приступать к практике АВЙ уже имея приличную физическую подготовку и гибкость.

Важнейшей отличительной особенностью этой школы является использование виньяс в качестве связки асан. Виньяса представляет собой сокращенную версию комплекса «сурья намаскар» (приветствие солнцу). Использование виньяс в практике сильно разогревает тело, что способствует его «очищению». Минимальное количество дыханий в асане – 5-8, однако при терапевтическом их использовании их количество может доходить до 50-80.

Во время практики для полноценного обеспечения кислорода при значительной нагрузке используется дыхание «уджайи». Для поддержания осознания работы внимания используется концентрация внимания на определенных частях тела («дришти»).

Эта практика «активизирующая», поэтому она так полюбилась «людям запада» и фитнесс-аудитории. Но людям активным (питта) мы бы советовали выбрать себе другой стиль- поспокойней. Ее эффект тренировки в режиме общей функциональной нагрузки превосходен, но является не лучшим для йога-терапии. Тем более мы не рекомендовали бы этот стиль людям со слабым телом.

Особенности стиля

Главной отличительной особенностью Аштанга Виньяса йоги является использование виньяс для связки асан. Виньяса – это способ дыхания и движения, который позволяет сохранять концентрацию во время перехода к следующей асане. Для чего это нужно? Виньясы сильно разогревают тело, по словам Джойса, заставляют кровь бурлить, что способствует очищению внутренних органов и самой субстанции от загрязнений и токсинов. Благодаря тому, что значительно усиливается приток крови к тканям и суставам, выполнение асан становится более комфортным и безболезненным.

Особое внимание уделяется создающим внутренний огонь и «запечатывающим» энергию бандхам (Мула-бандха, Джаландхара-бандха и Уддияна-бандха), а также дришти (дополнительная техника концентрации внимания во время выполнения асаны). Всего существует девять дришти. Это нос, район «третьего» глаза, пупок, большой палец, ладони, стопы, а также направления взгляда вверх, вправо и влево.

Аштанга йога учит, что истинная сущность работы виньясы проявляется только при достижении состояния Тристханы. Она охватывает три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Тристхана – это контроль за позой, способом дыхания и направлением взгляда (дришти).

Эффект

Аштанга Виньяса йога создает «внутренний огонь», который запускает процессы очищения в теле, вместе с обильным потоотделением выводит шлаки. Затем происходит «очищение» нервной системы и органов чувств.

Регулярные занятия формируют гибкое, сильное и крепкое тело, успокаивают ум и учат глубокой концентрации.

Шри К. Паттабхи Джойс говорил о необходимости внутреннего очищения от шести ядов, которыми покрыто сердце человека. Это кама (желание), кродха (гнев), моха (иллюзия), лобха(жадность), матсарья(зависть) и мада (лень). Согласно Аштанга Виньяса йоге, внутренний жар, сопровождающий усердную практику, способен растопить эти яды и открыть сердце для Бога.

Семинар-интенсив. Виньяса-йога с Русланом Клейтманом

В системе знаний, которую преподает Шарат Джойс, виньясы используются в практике третьей ступени, т.е. в практике асан. Но виньясы не являются основными связками между асанами. Сама поза строится с помощью виньяс.
Это важный элемент, который отличает эту систему практики поз йоги от других школ. Но он не является главной отличительной особенностью. Потому что принцип виньясы используется также и в других школах йоги.

ПЕРЕЧЕНЬ АСАН ПЕРВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АШТАНГА ВИНЬЯСА

  • Всегда начинайте практику с Сурья Намаскар А и В
  • Помните про три правила аштанга йоги:
  1. регулярность
  2. постепенность
  3. корректность
  • Все асаны выполняются на протяжении 5 циклов дыхания (кроме ширшасаны и сарвангасаны)
  • После 5-ти счетов на вдохе поднимайте голову, на выдохе выходите из асаны
  • На вдохе меняйте сторонувыполнения, на выдохе входите в асану
  • Каждая асана выполняется сначала с правой стороны
  • Каждая асана выполняется на обе стороны
  • Во время практики дышите удджайи
  • Виньяса помогает вернуть позвоночник в исходное состояние и предотвратить травмы
  • Полная виньяса начинается и заканчивается в положении самастхити (тадасаны)

Приветствие солнцу А

Ниже представлен полный комплекс для практики и изучения:

  1. Падангуштхасана (или Уттанасана)
  2. Падахастасана
  3. Уттхита триконасана и паривритта триконасана
  4. Уттхита паршваконасана и паривритта паршваконасана
  5. Прасарита падоттанасана
  6. Паршваттанасана
  7. Уттхита хаста падангуштасана
  8. Ардха бадха падматтанасана
  9. Уткатасана
  10. Вирабхадрасана А
  11. Вирабхадрасана В
  12. Виньяса с пробросом ног в дандасану
  13. Пашчимоттанасана
  14. Пурвоттанасана
  15. Ардха бадха падма пашчимоттанасана
  16. Тринагмукхаикапада пашчимоттанасана
  17. Джану ширшасана (А, В,С с виньясами между каждым вариантом)
  18. Маричиасана (А, В,С, D с виньясами между каждым вариантом)
  19. Навасана, подъем на руках
  20. Бхуджапидасана
  21. Курмасана, супта курмасана
  22. Гарбха пиндасана, куккутасана
  23. Бадха конасана
  24. Упавишта конасана
  25. Супта конасана
  26. Супта падангуштасана А, В
  27. Виньяса с чакрасаной
  28. Убхайа падангуштасана
  29. Урдхва мукха пашчимоттанасана
  30. Сету бандхасана
  31. Урдхва дханурасана — пашчимотанасана
  32. Сарвангасана
  33. Халасана
  34. Карнапидасана
  35. Урдхва падмасана
  36. Пиндасана
  37. Матсьясана
  38. Уттана Падасана
  39. Ширшасана, урдхва дандасана
  40. Баддха падмасана
  41. Йога мудрасана
  42. Падмасана
  43. Утплутхи
  44. Шавасана

Приветствие солнцу B

Позы стоя для начинающих

Заключительная последовательность

Yoga Viniasa – курс для учителей – часть вторая

Лекции и практический разбор позиций

  • Разбор поэтапно каждой позиции из последовательности АВЙ (1-ая серия)
  • Изучение схемы построения позиций
  • Принципы построения последовательности в Ха-Тха йоге
  • Помощь и выравнивание в позах
  • Изучение основ философи йоги.
  • Аштанга йога
  • «Йога мала»

Для построения класса или последовательности необходимо изучить:

  • нади
  • чакры
  • доши
  • коши
  • гуны
  • пракрити-викрити
  • основы аюрведы и йогатерапии длч облегчения практик
Основы и техники пранаямы
  • Для очищения – капалабхати и бхастрика
  • Терапия анулома-виломы и нади-содхан
  • Ментальные пранаямы и работа с уджайа дыханием

Техники дхьяны:

  • Антаранга и бахиранга
  • Ом-медитация
  • Брамари медитация
  • Дхьяна с мудрами лица
  • Тратака
  • Анапана сати
  • Йога нидра

Лекции по аюрведе:

  • Доши – ватта, пита, капха
  • Способы работы и построение практики при нарушении баланса дош
  • Специи и особенности питания для практикующих
  • Вопрос – ответ – разбор типичных ситуаций в практике.
Написать комментарий:

You must be logged in to post a comment.

© 2007-2017 YOGAPROF.ru v.1.2