О том, как зарождалась йога в России. Первый наставниках. Об особенностях практики Аенгара и Хатха Йоги. Что есть духовный рост и что делает нас людьми.

Хочу написать о ха-тха йоге. О йоге в России. Это будет мой и только мой субъективный взгляд на эту дисциплину. Поэтому, кто не согласен со мной – может иметь это не согласие и излагать по своему.  Так что начну с истории…

Первый Российский (тогда еще Советский) практик йоги – Анатолий Зубков  — лингвист, специалист по хинди, полиглот (12 языков), пропагандист эсперанто, первый дипломированный йог высшей квалификации в Советском союзе, популяризатор и пропагандист Хатха-Йоги, президент Всесоюзной Ассоциации Развития Человека (восточных оздоровительных систем) и почётный представитель от СССР в Международном Всемирном Союзе Йоги

В 1963 году от Министерства высшего и среднего образования его, фактически «невыездного», вместе с семьёй на 4 года по культурному обмену направляют работать в Индию. Его задача преподавать русский через хинди в Университете г. Лакхнау (столице штата Уттар-Прадеш, примерно в 200 км от Дели).

А спустя примерно месяц — полтора после приезда Зубковых в Индию один из преподавателей Лакхнаусского университета, биолог, кандидат наук Чананг Синх рассказывает Анатолию Николаевичу о том, что занимается йогой (причем, что удивило Анатолия Николаевича, не философией, а практикой). Он приглашает Анатолия с женой в ближайшие же дни посетить (с чисто ознакомительной целью) место, где проходили занятия. И эта простая экскурсия существенно скорректировала всю дальнейшую жизнь Зубковых.

Семья Зубковых стала учиться йоге. И через 4 года, в 1967, после сдачи непростых и очень строгих экзаменов, они вернулись на Родину с сертификатами: Анатолий Николаевич с сертификатом йога, дающим право учить йоге и лечить с помощью йоги и Роза Васильевна — с правом преподавать. Теперь перед первым в нашей стране дипломированным йогом высшей квалификации встала непростая задача — передать (с разрешения своих учителей) полученные знания людям. Отныне значительная часть жизни Зубковых была неразрывно связана с йогой.
Впечатление произвело не только, и даже не столько увиденное и услышанное, сколько личность самого их  Гуру — Шри Рам Кумар Шармы. Путь пользы для людей, который не приносит ни широкой известности, ни богатства, был ведущим в жизни Рам Кумара. «Блестящий педагог, великолепно знающий людей и свою профессию, он старался отдать своим ученикам максимум из того, что знал сам, а знал он немало» — по определению своего ученика А. Н. Зубкова. Этим же путём шёл и Анатолий Николаевич.

Следом, уже в пост советском пространстве наступает эра йоги Аенгара: Мастер БКС Аенгар – призывает совершенствовать свою практику, совершенствуя себя, посещая все более сложные классы, выполняя более продвинутые асаны, изменяя жизненные процессы на разных уровнях в себе, меняя свою жизнь в результате к лучшему. Немного по-другому складывается практика тех, кто посещает класс Старшего возраста. Как правило, ученики посещают этот класс годами. Задачи иные: не стать другим в этом возрасте, а остаться полноценным собой, несмотря на годы. Старший возраст – чудесное, замечательное время жизни, если удалось сохранить здоровое тело, светлый ум, высокие духовные ценности и чистую совесть. И практика йоги позволяет в максимально возможной степени достичь таких состояний. Но эта практика имеет определенные особенности и основана на определенных принципах. Вот эти-то принципы и являются даром БКС Айенгара для практикующих в зрелом возрасте. Только наш Гуруджи продолжает практику на протяжении 80 лет, только он на собственном опыте, в собственном теле осознал, как должна изменяться практика с возрастом.

Вот основные из этих принципов:

  • Не думать о своих годах, когда практикуешь;
  • В процессе осознанной практики стараться свести напряжения к нулю, устанавливая гармонию действия и восприятия;
  • Хорошее самочувствие при правильном построении практики  обуславливается не физическим, а ментальным планом бытия;
  • Если какая-то часть тела малочувствительна, то и ум, связанный с этой областью, малочувствителен;
  • Природе свойственно с возрастом сжиматься, если ум сокращается, сокращается и храбрость и начинается старение;
  • Недостаточно растягивать свое тело, необходимо растягивать сознание своего тела;
  • В стареющем теле верхние ребра сильно сжаты. Энергия жизни сжимается от внешнего к внутреннему;
  • Когда начинает сжиматься жизненная энергия, объем верхних ребер становится все меньше. Грудная клетка становится сухой. Не позволять этой части становиться еще более сухой, увлажнить ее, дать ей новую энергию возможно только в длительных прогибах назад и ни в каких других асанах.

Эти идеи Гуруджи сообщил ученикам в России. Эти идеи он воплощает в своей практике последние годы своей жизни, несколько раз посещая Россию.

И еще один Мастер, оставивший свой след в йога-движении в мире и в России – основатель стиля – Аштанга Виньяса йоги. АВЙ – это  довольно жесткая динамическая практика гимнастики йогов, основателем которой считается Тирумалай Кришнамачарья.  Его ученик Шри Паттабхи Джойс, сделал эту методику популярной на весь мир и до недавнего времени был основным хранителем традиции. После смерти Джойса эту роль исполняет его внук – Шаратх.
На мой взгляд эти персоны – очень значимы в России и они сложили определенный Российский рынок ( если так можно сказать) русских практиков.

Аенгаровская школа, наверное самая распространенная – нет в России города, где не была бы открыта школа Аенгара)). Мне кажется из-за простоты и доступности – такая любовь к этому стилю. Аштанга же наоборот, слишком активная практика, требующая дисциплины и регулярности, постоянства… Тут поклонников меньше, но возраст их – юный! В основном молодые и активные люди увлечены этим стилем.  Он прекрасен и требует больше волевых качеств и терпения – отсюда и результативнее.

Несмотря на то, что в философии йоги – очень много разнообразных школ и течений – эти – самые популярные. Я сейчас говорю о стиле Ха-тха йоги! Живя в индии я поняла и узнала огромное количество других философских течений, которые тоже называют йогой. Есть различия в подходе к практике. Так вот – Ха-тха йога – это работа  исключительно через тело!

На мой взгляд – в России – идет рост популярности йоги. Даже по сравнению с фитнес-программами – йога более популярна. Но… та тонкая уникальная система, соединяющая в себе интуитивно осознанную физиологию и индийскую философию, вырастающую из идеи ненасилия, и направленная не на «растяжку» или «расслабление», а на внутреннюю очистку тела и психики, которую  преподавали старые школы в Индии, сейчас фактически утрачена, заменена идеей повсеместного спорта и фитнеса.

Идет развитие по 2-м направлениям: развитие тела – практически акробатика  — акро йога и прочие спиритические группы, секты и сборища, где собираются люди на слушания и лицезрения своих внешних авторитетов.
Но снова о Хатха йоге: на мой взгляд – русские люди привнесли в йогу слишком много акробатики, внешних возможностей и ценят это больше. То есть тот самый природный перфекционизм – играет теперь с нами злую шутку. Люди уделяют больше внимания внешней форме,  чем внутреннему содержанию.

Много излишнего соревнования  — внутри практикующих, иногда. даже агрессивности. Желание получить все прямо сейчас и здесь – превалирует! Растет уровень практикующих и популярность йоги – как выступления: соревнования, праздники, шоу, сборы в парках и тусовки в клубах по йоге…

На мой взгляд это все немного отвлекает нас от истинной ее цели и значимости. Ведь истинная цель йоги – это  — самадхи, а самадхи – не есть что-то внешнее – это внутреннее состояние, которое можно сравнить с мудростью, как пробуждение после сна, в котором ты нашел ответ на вопрос о смысле существования и законов мироздания.

Мир , наш вселенная, наша планета, наше тело, все живые существа – созданы подобным образом. Изучая себя – постепенно учась управлять своей внутренней вселенной – мы понимаем ее и вне  — все ее законы и причинно-следственные связи. Это и есть – духовный рост – то что делает нас – людьми – ЧЕЛОВЕКАМИ, осознанными и думающими. Это отличает нас от животных и простейших.  Если у человека достаточно развита душа и есть потребность к улучшению и познанию себя – он всегда придет к йоге.  Ведь йога – это путь
А путей много – и у каждого – свой!

Написать комментарий:

You must be logged in to post a comment.

© 2007-2017 YOGAPROF.ru v.1.2